Москва 
Москва
Санкт-Петербург
Краснодар
Представительства
Москва 
Москва
Санкт-Петербург
Краснодар
Представительства
Время прочтения ≈ 7 минут

Произведения искусства, выполненные на бумаге, вышивки, предметы коллекционирования принято оформлять со стеклом, в первую очередь для того, чтобы защитить их от пыли и грязи, содержащихся в воздухе. Уровень, на котором стекло выполняет эти функции, зависит от его вида (например, бывает стекло с покрытием, защищающим от УФ-излучения). Стекло не ухудшается со временем, оно химически инертно. Высококачественное акриловое стекло (более известное как плексиглас) тоже не портится, в то время как низкокачественное может со временем пожелтеть.

Обычное стекло

То, что сегодня принято называть багетным стеклом, на самом деле таковым не является. Хорошо известный продукт марки М1 толщиной 2 – 2,1 мм выпускается для изготовления автомобильных стекол - триплекс. В России качественное стекло этого типа производят два завода – в Башкортостане «САЛАВАТСТЕКЛО» и находящийся в Нижегородской области «Борский стекольный завод», который с 1997 года в результате приватизации принадлежит японской группе AGC. Именно стекло марки М1 Борского завода на протяжении последних двадцати пяти лет является стандартом качества для российской багетной отрасли.

Это стекло еще называют флоат. Жидкая стекломасса полируется в горячей ванне в процессе производства. Полированное стекло не дает существенной защиты от повреждающих УФ-лучей, которые являются неотъемлемым составляющим дневного света и представляют основную угрозу продолжительности жизни произведения искусства на бумаге. Тем не менее до 70% УФ-лучей даже такое стекло блокирует.

Обычное стекло никогда не бывает невидимым, оно выступает в качестве слегка отражающего слоя между зрителем и произведением искусства. В зависимости от того, какой исходный песок использовался для производства, стекло может иметь немного зеленоватый или голубоватый оттенок. Оно недорогое, универсальное и легко режется. Его цена немного варьируется в зависимости от того, как оно упаковано - с листами бумаги дороже.

Стекло 1

Примечания:

  • Если картина неудачно освещена, отражающий эффект становится больше.
  • Если стекло превышает в размере 1 квадратный метр и в случае, когда картина длинная и узкая, так что ее длинная сторона вдвое больше короткой, рекомендуется использовать в оформлении стекло не менее трех миллиметров толщиной. Оно стоит ненамного дороже, чем двухмиллиметровое, но вероятность того, что оно выгнется или разобьется меньше.
  • Для художественных произведений площадью существенно больше 1 квадратного метра лучше всего использовать более безопасные варианты, например акриловое (плексиглас), закаленное или ламинированное стекло.

Антибликовое стекло

Это стекло производиться таким образом, чтобы рассеивать отражение. Достигается это за счет того, что оно как бы протравлено химическим раствором с одной или обеих сторон. Большинство производителей стекла с антибликовыми свойствами протравливают его с обеих сторон.

Некоторое время назад встречалось стекло и с обработкой с одной стороны. В частности, немецкая фирма Berliner Glas выпускала до недавнего времени такое стекло под маркой TEGLA. Но из-за невысокого спроса на этот продукт производство было прекращено.

Основной недостаток этого стекла заключается в том, что оно создает мутный, туманный эффект, уменьшая четкость и ясность изображения. Использование более одного паспарту увеличивает этот эффект. Такое стекло используется преимущественно при массовом производстве недорогих фоторамок в Китае.

Стекло 2

Художественное безбликовое стекло

Такое стекло снижает отражающий эффект до 1%, проникновение света к картине упрощается. Тем самым увеличивается ясность и четкость изображения.

Художественное стекло предназначено для использования в помещениях с хорошим (не слишком тусклым, и не слишком ярким) освещением. Тогда при правильной подаче света стекло будет казаться невидимым. В большинстве случаев антибликовое стекло покрыто многослойным оптическим интерференционным покрытием, очень похожим на то, которое используют в фото-камерах и бинокулярных линзах. Такое покрытие лучше всего действует, если смотреть на картину прямо или под углом 45°. Стекло с таким покрытием требует бережного обращения, его следует чистить специальными чистящими веществами, так как покрытие легко поцарапать.

Иногда такое стекло ошибочно называют «музейным», имея в виду что оно позволяет видеть обрамленное изображение без искажений. Но в силу того, что такое стекло также как и обычное стекло «отсекает» примерно 69-70% УФ, оно не обеспечивает защиту от выгорания на многие годы. Особенно от попадания прямых лучей солнечного света.

На российском рынке такой тип стекла представлен продукций трех производителей: американского TruVue, латвийского Groglass и швейцарского GlasTroesch.

Стекло 3

Музейное стекло

Такое стекло либо покрыто с обеих сторон специальным покрытием, либо имеет центральный слой - фильтр, между двумя слоями стекла или плексигласа. Это стекло останавливает различное количество УФ-лучей в зависимости от его качества. К музейному стеклу можно отнести только то, процент защиты от УФ у которого не ниже 97%. На российском рынке такое стекло представляют уже названные производители из США и Латвии.

Следует сказать, что они не единственные производители такого типа стекла в мире. В Германии хорошо известно музейное стекло марки SCHOTT, обеспечивающее высочайшее качество защиты художественных произведений, а также стекло фирмы FLABEG.

По утверждению специалистов этой фирмы их стекло ARTControl имеет четыре уровня защиты от УФ – 45, 60, 90 и 100%.

Стекло 4

Антивандальное стекло

Следует сказать, что на стекло, используемое в музеях, возлагается еще одна важная задача – защита от вандалов. У многих на памяти случаи агрессии посетителей в отношении картин в Третьяковской галерее. Для решения этой задачи может использоваться как стекло типа триплекса, когда два листа стекла имеют между собой защитную пленку, так и особо прочный плексиглас.

Плексиглас

Акриловое стекло или плексиглас имеет целый ряд достоинств по сравнению с органическим стеклом. Оно легче и не бьется. Но стоит дороже и может царапаться. Во всем остальном оно также защищает от УФ и имеет антибликовое покрытие.

Лучшее из акриловых стекол американской фирмы TruVue в дополнение к сказанному имеет еще и специальное антистатическое покрытие, и упрочняющий слой, что ставит его на голову выше всего, что используется для остекления художественных работ. Но за это, как это часто бывает, надо платить и платить много, очень много.


Также по теме:

База знаний
Зеркало! Зеркало? Да, зеркало на стене и еще много где!
Зеркала являются самым простым предметов для оформления, за счет разнообразия форм, размеров и места размещения их в интерьере. Оформленное зеркало может стать стильным аксессуаром и преобразить любое пространство.
База знаний
Паспарту - особенности оформления
Работая над оформлением произведения, дизайнеры стараются максимально раскрыть черты и качества оформляемой работы. Применение паспарту позволяет дизайнерам решить множество оформительских задач, реализовать разнообразные дизайнерские решения и достичь задуманных визуальных эффектов.
Loader